Использование метода TPR (полного физического реагирования) на занятиях

Метод TPR (Total Physical Response) хорошо работает с детьми, но и у него есть свои недостатки. Поговорим о них в статье.

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

Основные каналы восприятия информации

Это интересно

Люди способны усваивать одну и ту же информацию по-разному. Тех, кто хорошо воспринимает информацию на слух, называют аудиалами.  С другой стороны, есть те, которым важно не только услышать, но и увидеть какие-то зрительные образы: картинки, видеоматериалы, схемы. Эти люди называются визуалами. Кроме того, есть и те, кто способен усваивать многие факты лишь через ощущения, например, через запах, вкус или при помощи тактильных ощущений.  Их называют кинестетиками.

Идеализировать метод TPR не стоит, поскольку он не лишен своих минусов. В чем состоят его преимущества по сравнению с традиционными методиками, а в чем недостатки, стоит разобраться.

 

На чем основан метод

Метод полного физического реагирования для обучения иностранным языкам был предложен и описан американским психологом Джеймсом Ашером в 70х годах. В основу его была положена теория о работе левого и правого полушарий головного мозга.

За что же отвечает каждое из них? Левое полушарие в основном отвечает за абстрактно-логическое мышление и речь, а правое – за образное мышление, то есть за творчество, фантазию и интуицию.

Правое полушарие отвечает за творческие процессы, а левое - за аналитические.

На заметку

Деятельность правого полушария является решающей для творческой личности. Исследования подтверждают, что даже физическое повреждение левого полушария у артиста или художника не сказывается на их способностях. В то же время при проблемах с работой правого полушария, такие люди могут полностью потерять свой творческий дар.

У всех маленьких детей больше развито образное мышление, а соответственно, правое полушарие. Но со временем, когда начинает активно формироваться абстрактно-логическое мышление, усиливается роль левого полушария.

Особенно разница в работе полушарий становится заметна во время обучения. Ведь в традиционной методике информация в основном подается в виде знаков (в том числе и речи), когда ученик слушает объяснения педагога, читает текст или выполняет серию упражнений. При этом правое полушарие, которое специализируется на образах, остается практически без действия.

Согласно методу TPR, для создания нужной мотивации к изучению английского нужно использовать не только тексты, но и образы

Важно!

По мнению Ашера, при обучении иностранному языку обязательно нужно включать в работу правое полушарие, используя на занятии физическую активность и разнообразный наглядный материал. При этом следует избегать стрессов и негативных эмоций, поскольку они будут способствовать возникновению негативных образов и ассоциаций, связанных с иностранным языком.

 

Преимущества и недостатки метода

На занятиях, где используется метод TPR, ученики не просто слушают речь педагога, но и принимают непосредственное участие в процессе обучения: повторяют слова и фразы с различными эмоциональными оттенками, берут в руку различные предметы, двигаются, танцуют. Лексика при этом подбирается таким образом, чтобы охватить как можно больше глаголов движения.
В представленном ниже видеосюжете педагог рассказывает английскую сказку, активно используя мимику, жесты и различные тональности.
 

Дети изучают английскую сказку по методу TPR

При этом новая информация будет попадать не только в левое полушарие посредством восприятия речи, но и в правое полушарие в виде образов, подкрепленных положительными эмоциями.

Метод полного физического реагирования, безусловно, имеет свои недостатки:

  • для начала, педагогу просто физически тяжело часто проводить такие занятия, когда приходится активно двигаться вместе с учениками;
  • также в ходе занятия приходится задействовать большое количество наглядного материала, который не всегда можно легко и просто перенести с собой;
  • кроме того, метод TPR практически не использует изучение грамматики в привычном виде (правила, пояснения), что для взрослого человека может показаться серьезной проблемой при изучении английского языка;
  • наконец, для взрослого бывает достаточно сложно включиться в подобное занятие в силу уже сформировавшихся стереотипов, а также в силу особенностей психических процессов этого возраста.

Можно сделать вывод, что данный метод на занятиях на языковых курсах, в старших классах или в вузе стоит использовать периодически.

А вот для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста метод TPR очень подходит, потому что их образное мышление еще гораздо более развито, нежели абстрактно-логическое.

Метод полного физического реагирования хорошо работает с маленькими детьми, поскольку у них доминирует наглядно-образное мышление

Это интересно

Именно наблюдая за тем, как дети начинают понимать, а затем и разговаривать на родном языке, психолог Ашер и решил создать подобный метод для изучения иностранного языка. Ведь сначала маленькие дети активно вслушиваются в речь взрослого, трогают руками различные предметы, повторяя их названия, реагируют на простые указания родителей и только после этого этапа пытаются начать говорить самостоятельно.

 

Игры во время занятия с использованием TPR

Когда как не во время занятия с использованием метода Total Physical Response задействовать различные подвижные и ролевые игры, инсценизацию или рассказывание сказок (storytelling). Например, можно использовать для этого известную во всем мире английскую сказку о Пряничном Человечке (Gingerbread Man). Для занятия можно подготовить фигурки Человечка и других персонажей из картона или из теста.

Для инсценизации сказки можно сделать фигурку Пряничного Человечка как из теста, так и из картона

Одним из примеров игры с использованием музыки может стать подвижная игра “Head and Shoulders”. Для начала, нужно разучить с детьми саму песенку:

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Eyes and ears, mouth and nose,

Head and Shoulders

Knees and toes, knees and toes,

Никакие слова при этом не нужно переводить на русский. Просто повторяя движения и слова, дети очень легко выучат эту песню. Помочь в этом также может следующий видеосюжет.

 

Head and Shoulders на видео

Убедившись, что дети знают все слова из песни, можно разыграть саму игру. Педагог только показывает на части тела или лица, а дети должны воспроизвести нужное слово. В более сложном варианте игры педагог, показывая на ту или иную часть тела, намеренно говорит неправильное слово, а дети должны исправить его ошибку.
Как правило, такие игры, как и само разучивание песенки, нравятся детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста и вызывают у них бурю положительных эмоций.

Комментарии (4)
  1. Ольга:

    Интересно. Иногда с дочкой учим какие-то английские песенки, и я заметила, что она очень любит не только петь их, но и танцевать под них. Сама придумывает движения и причем хорошо попадает в ритм!

    • EnglishLittle:

      Спасибо за комментарий. Да, дети действительно очень любят петь и танцевать, и это обязательно стоит использовать для изучения английского языка!

  2. Dana:

    Вот правда, насчет себя точно знаю, что когда мне просто что-то долго рассказывают (как на лекциях), то я просто через время как бы отключаюсь, а вот если при этом еще показывают какой-то видеоряд, картинки или предлагают самостоятельно составлять какие-то опорные схемы, то материал запоминаю гораздо лучше.

  3. Иван:

    Dana, я скажу, что сделать визуальное и звуковое сопровождение к материалу не так-то просто (я сам занимаюсь инфографикой уже давно), для этого нужно долго и тщательно подыскивать фотографии и рисунки, да еще такие, чтобы они соответствовали контенту, а не первые попавшиеся… поэтому многие лекторы в университетах прикладывают наименьшие усилия и просто «отчитывают» хорошо знакомую им информацию. А вообще этот метод TPR неплохо было бы и для взрослых применять многим педагогам.

Поделитесь своим мнением