Как помочь малышу различать и называть цвета
Едва родившийся ребенок плохо различает не только цвета, но и вообще окружающие предметы. Этот навык сформируется у него немного позже. Но даже достигнув возраста 2-3 лет, малыш не всегда способен правильно указать на нужный цвет и назвать его. Стоит ли маме бить в этом случае тревогу, или это абсолютно нормальное явление, и будем выяснять дальше.
Этапы развития зрения
В отличие от слуха, который к концу первого месяца жизни крохи уже хорошо сформирован, развитие зрения ребенка занимает гораздо более долгий период:
- Сначала малыш реагирует только на свет или темноту сужением или расширением зрачков, кроме того, ему трудно сфокусироваться на объекте. Наверное, многие мамы замечали, что такие маленькие дети любят подолгу смотреть именно на контрастные предметы.
- Постепенно движения глаз становятся согласованными, и в возрасте 2-4 месяцев формируются первичные навыки распознавания основных цветов. Как правило, лучше всего они работают с красной частью спектра (красный, желтый, оранжевый). Именно поэтому они, как правило, преобладают в игрушках для самых маленьких: неваляшках, погремушках и прочих вещах.А вот способность ребенка различать цвета из противоположной части спектра – зеленые или синие – приходит несколько позже.
- К году у малыша уже в достаточной степени развивается глубина зрения, он различает не только основные цвета, но и их оттенки. Также ребенок может концентрироваться на относительно мелких деталях, а параллельно с развитием навыков ходьбы уже способен хорошо оценивать расстояние до того или иного предмета.
Наверное, многих заинтересует вопрос, как так получается, что уже в год ребенок способен хорошо различать цвета, а в два не может принести маме предмет нужного цвета? Дело в том, что уметь распознавать цвета и уметь называть их (то есть соотносить понятие с конкретным словом) – совершенно разные вещи. И помочь малышу поскорее освоить эти сложности может любой родитель с помощью простых игр.
Отвести глаз не могу — я смотрю на радугу
Малыши в полтора-два года уже абсолютно точно умеют различать цвета, но еще плохо представляют, что у каждого из них есть свое название. До двух лет не стоит заставлять ребенка учить каждый цвет в отдельности, гораздо лучше просто акцентировать на них внимание во время обычного разговора. Например, указывать, что огурец — зеленый, банан — желтый, а помидор — красный.
Не стоит ожидать, что малыш сразу запомнит эти сочетания, но со временем эти ассоциации станут более стойкими и понятие цвета закрепится в памяти более четко.
На заметку
Уже с этого возраста можно начинать приучать малыша к звукам английской речи и называть цвета предметов еще и по-английски (Banana is yellow. Tomato is red. Cucumber is green). Не бойтесь, что это приведет к путанице, — со временем малыш сам разберется с тем, когда ему использовать русские, а когда английские названия цветов и предметов, а вот основы правильного произношения вы заложите уже сейчас.
После двух лет можно начать уделять время более серьезным занятиям: попросить найти на картинке предметы красного цвета, желтого или зеленого. Или предложить рассортировать предметы одного цвета по соответствующим коробочкам.
Вовсе не обязательно делать из этого настоящее обучение, достаточно показывать малышу цвета во время прогулки, просить принести предмет определенного цвета или предлагать выбрать лакомство по его внешнему виду, например, зеленого или красного петушка на палочке. Увидев после дождя красочную радугу, рассказывать малышу о том, что она разноцветная, и указать цвета, из которых она состоит.
На самом деле, научить ребенка называть цвета не такой уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Если еще в три года некоторые не ориентируются в оттенках, то в четыре большинство детей запоминают основные названия и прекрасно называют цвета тех или иных предметов. Конечно, могут быть случаи, когда ребенок еще будет путать цвета, но это вполне нормально и не должно вызывать беспокойства.
Поиграем вместе
Разумеется, все детское обучение стоит переводить в игру, чтобы малышу было интересно изучать новую информацию, и чтобы она не успела ему наскучить. При изучении цветов действует все то же правило. Вряд ли ребенок сможет лучше запомнить названия цветов и уверенно их различать между собой, если изо дня в день родители будут заставлять его повторять цвета одних и тех же предметов. Гораздо лучше превращать любую бытовую ситуацию в полезную игру.
Даже такие проблемные ситуации, как уборка игрушек в комнате, могут стать интересными и познавательными для ребенка.
В случае с игрушками родители могут попросить помочь разложить их по ящикам и коробкам, предлагая ребенку сначала выбрать зеленые машинки или красные детальки конструктора (например, Lego Duplo) потом все оранжевые мягкие игрушки и так далее.
Во-первых, в этом случае малышу будет интересно участвовать вместе с мамой или папой в каком-то интересном совместном деле.
Во-вторых, одновременно с ребенком можно повторить эти же цвета не только на русском, но и на английском, совмещая таким образом развитие и обучение.
В-третьих, это поможет привить детям позитивное отношение к уборке, создать привычку наводить за собой порядок без капризов и недовольства.
Помочь в изучении цветов также могут:
- карандаши, восковые мелки и краски, работа с которыми развивает еще и творческие способности, и мелкую моторику;
- цветные раскраски, где уже готовую картинку нужно раскрасить в какой-то определенный цвет или раскрасить в нужный цвет детали изображения;
- детали разноцветных конструкторов, открывающие простор для самых разных вариантов, например, построить желтый домик с красной крышей;
- цветной картон или бумага, из которых можно вырезать карточки и предлагать ребенку составить разные цветовые пары;
- яркие кубики и другие красочные игрушки или предметы обихода (вилка, ложка, чашка).
Можно придумать игры с самыми простыми предметами. Если краски и карандаши позволят ребенку порисовать, попутно называя цвета, то фломастеры дадут возможность еще и закрепить эти знания. Например, можно попросить малыша после рисования подобрать правильные цвета колпачков к каждому использованному фломастеру.
Называть цвета можно при каждом удобном случае: во время сборов перечислять одежду, во время завтрака говорить о посуде и продуктах, во время прогулки подмечать все подряд или более конкретные предметы, например, проезжающие машины.
Проблемы в обучении
Бывает и так, что ребенок и в четыре года не просто путает цвета, а почти их не различает. Это может быть связано с самыми разными причинами, среди которых стоит выделить три основные:
- Изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике.
- Своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, — вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов.
- Проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше.
Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее.
Интересный и познавательный материал как для родителей так и для педагогов. С удовольствием прочитала.
Спасибо за комментарий, приятно осознавать, что среди родителей и педагогов есть много тех, кто верит в то, что обучать детей английскому можно весело и с удовольствием!