Как создавать с детьми проекты на уроке английского
Когда речь заходит о школьном обучении, многим представляется традиционный урок, на котором первые 20 минут что-то рассказывает учитель, а оставшееся время ученики отвечают на его вопросы или рассказывают выученный параграф. И так из урока в урок, изо дня в день. Не правда ли, такая рутина, не оставляющая абсолютно никакого места для развития и проявления индивидуальных способностей, может надоесть даже самому пытливому ученику?
А вот метод проектов, возникший еще в начале 20 века в США, был разработан как раз с целью разорвать этот круг и превратить ученика из пассивного участника обучения в активного, одолеваемого жаждой познания, любознательного человека.
Сегодня многие педагоги хорошо знакомы с технологией проектного обучения. Однако, многие из них опасаются применять ее в начальной школе, а тем более в детском саду из-за слабой развитости абстрактно-логического мышления у детей.
Можно ли превратить проектную работу на уроке английского языка даже с детьми этого возраста в увлекательное и творческое занятие, разберемся дальше.
Суть метода
В литературе можно также встретить, что метод проектов еще называют иногда методом проблем. И это неудивительно, ведь в понятие метода проектов как раз входит решение учениками какой-то из проблем (ситуаций), взятых учителем из реальной жизни.
Причем эта проблема должна быть понятна и значима для ребенка, а для ее решения он должен будет применить как уже полученные знания и собственный опыт, так и информацию, которую ему предстоит как следует поискать и осмыслить.
Результатом проектной работы является презентация, которая может выглядеть как угодно. Главное, чтобы она показала остальным проделанную ребенком работу.
Она дает возможность детям не только увидеть вживую результат проделанной работы, но и самостоятельно определить ошибки, как свои, так и друзей. Как пример можно привести новогодние проекты на уроке английского языка, презентацию для которых любой ученик выполнит с удовольствием.
В рамках такого проекта дети могут подбирать:
- тематические картинки, из которых можно будет составить коллаж;
- стихи, песенки и короткие рассказы;
- рецепты традиционных английских или национальных новогодних блюд (а приготовленными вкусностями можно будет угостить одноклассников);
- разнообразные поделки из подручных материалов, да и вообще любые рукодельные шедевры, соответствующие теме зимы.
Это интересно
Основоположник метода проектов американский педагог У. Килпатрик вообще не принимал классно-урочную систему обучения. Он активно противопоставлял проектную деятельность, которая развивала бы ребенка и обогащала бы его жизненный опыт, традиционной системе, где готовые знания передаются ученикам без привязки к реальным потребностям и желаниям детей.
Для решения подобной проблемы (ситуации) учитель может предлагать детям какие-то источники информации, но все равно решение ученики должны найти самостоятельно индивидуально или в группах.
Важно!
Несмотря на то, что у младших школьников и дошкольников еще плохо развито абстрактно-логическое мышление, проекты можно и нужно применять с детьми этого возраста.
Ведь такой проект, помимо обучающей цели — выучить новые слова и выражения на английском, — позволит им также порисовать, пораскрашивать или сделать аппликацию. А это серьезно поможет развитию их психических процессов. Кроме того, проект становится определенным приключением (а может, и соревнованием), по итогам которого каждый получит шанс публично продемонстрировать свои результаты.
Проектная деятельность в начальной школе
Использование этого метода в начальной школе, конечно, не позволит создать такой же полноценный проект, какой был бы возможен с учениками средней и старшей школы. Тем не менее, если учитель тщательно спланировал и организовал проектную работу, то даже малыши с радостью возьмутся за нее.
А для того, чтобы дети не разочаровались и получили удовольствие от проектной деятельности, педагогу или родителю необходимо грамотно организовать их работу. Ведь такие проекты могут организовать и сами родители дома со своим ребенком, а для этого следует:
- Выбрать посильную для младшего школьника тему, но при этом достаточно актуальную, а также такую, которая интересовала бы самого малыша и была ему хорошо знакома.
Так, например, в ходе изучения темы Домашние животные на уроках английского можно предложить каждому ребенку на выбор разузнать о том или ином животном (что ест, где живет, какие звуки издает, как помогает человеку), подобрать картинки, стишок или песенку о нем.
- Разработать с детьми детальный план действий, объяснив им не только с чего начинать, но и как сделать хорошую презентацию.
В частности, непосредственно на уроках помогать малышам вырезать и приклеивать нужные картинки, разучивать песенки и стихи, не забывая при этом повторять цвета и формы на английском языке. Например, как для проекта по сказке The Very Hungry Caterpillar, где можно сделать иллюстрации к сказке своими руками, используя цветную бумагу, ножницы и клей.
- Рассказать, где и как можно получить нужную информацию (не только в учебнике или в интернете, но и, скажем, в школьной библиотеке.
- Дать понять ребенку, что он всегда может обратиться за помощью к учителю и получить эту помощь в доброжелательной форме.
Эти простые действия со стороны педагога или родителя помогут ребенку ощутить уверенность в собственных силах и позволят создать серьезную позитивную мотивацию к изучению предмета, например, того же английского языка.
Использование метода проектов в детском саду
Метод проектов в дошкольном учреждении (ДОУ) несет в себе особое значение. Его нельзя рассматривать исключительно как обучающий метод. Скорее, его нужно применять для развития и воспитания малышей, например, для развития воображения или же мелкой моторики ребенка, а вместе с ней и речи. При этом такой метод пробуждал бы интерес и к обучению в целом.
Кроме того, применение метода проектов в детском саду предполагает тесное сотрудничество с родителями, без помощи которых, конечно, ребенок не сможет создать полноценный качественный проект.
Примером проектной работы с детьми-дошкольниками может послужить проект Family Tree (Семейное Дерево). Задачей каждого ребенка будет создание семейного древа, например, в виде коллажа готовых фотографий.
А во время презентации малыш сможет коротко рассказать по-английски о каждом из членов семьи (например, It’s my Mom. Her name is Svetlana) и даже рассказать короткий стишок о своей семье. Ниже приводятся для примера некоторые из таких стихов.
Подводя итог сказанному, не стоит бояться использовать метод проектов как в начальной школе, так и в детском саду. Пусть эти проекты будут простыми и легкими для ребенка. Зато они смогут в первую очередь подарить ему радостные эмоции и познакомить с увлекательным миром английского языка. А как организована проектная деятельность в этой начальной школе, можно посмотреть на видео ниже.
Проектная работа с младшими школьниками
Очень интересный материал. Спасибо авторам)
Спасибо за комментарий, а вообще, идеи для проектов можно находить хоть каждый день, делая с ребенком аппликации, фигурки из пластилина или, например, раскрашивая рисунки.
Очень полезный и нужный материал. Очень интересно работать с детьми в этом направлении. Так хочется отойти от шаблонов. Подскажите, пожалуйста, где еще можно найти материал по проектной деятельности в работе с дошкольниками. Спасибо.
Спасибо за комментарий. Много полезных идей для проектной работы на уроках английского языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно найти в учебном комплексе «Happy House».