Почему ребенок не хочет учиться: полезные советы, как повысить мотивацию
Термин мотивация чаще всего почему-то можно встретить в контексте отсутствия таковой к выполнению какой-либо деятельности. Но если со взрослыми все довольно просто: ведь за долгие годы и учеба, и даже самая лучшая работа может временами надоедать, — то почему не хочет учиться ребенок, который только недавно поступил в школу и еще вчера просто-таки горел этим желанием, стоит разобраться.
Поговорим о видах мотивации
Наверняка многие смогут представить ситуацию, когда ребенок с усердием выводит на листке бумаги кружочки и палочки, а потом с гордостью показывает взрослым, ожидая законного одобрения. Однако зачастую, вместо того чтобы похвалить малыша, взрослые наоборот указывают ему на все присутствующие в работе недочеты.
Конечно, в этом случае можно понять и родителей, ведь, возможно, они опасаются разбаловать ребенка лишней похвалой и развивать в нем способность к самокритике.
Вместе с тем стоит задуматься, возникнет ли у малыша желание в следующий раз выполнить задание с таким же увлечением и старанием? Скорее всего, нет, ведь кроха уже сделал для себя простой вывод: не нужно хотеть сделать свою работу как можно лучше – достаточно всего лишь стараться не допускать в ней грубых ошибок, что, конечно, серьезно снижает познавательный интерес.
Этот вид мотивации ребенка к учебе называется «мотивация избегания неудач». И в целом, в структуре мотивации она играет не последнюю роль – умеренное старание и прилежание ценятся во многих сферах деятельности достаточно высоко, но только, к сожалению, такой вид мотивации совсем не способствует развитию инициативности и креативности.
Удивительно, что
многие современные дети изначально уже не хотят идти в школу, а к концу первого класса значительный процент детей даже из тех, кто все-таки имел огромное желание поскорее приступить к учебе, уже не хочет учиться дальше.
В общей структуре мотивации также выделяют мотивацию достижения успехов. В этом случае ребенок будет стремиться выполнить задание как можно лучше по собственному желанию.
Как же сделать так, чтобы еще с младшего школьного возраста у ребенка присутствовала мотивация достижения успехов? Неужели нужно постоянно только хвалить его? Конечно, нет, критика всегда должна присутствовать в воспитании и обучении. Другой вопрос — в каком виде эта критика будет представлена малышу.
Для этого надо вспомнить, что в структуре мотивации психологи еще выделяют так называемую внутреннюю и внешнюю ее формы:
- Внутренняя мотивация, как следует из названия, это та, которая подталкивает человека как будто изнутри на выполнение тех или иных действий. Именно об этой мотивации существуют поговорки «охота пуще неволи», «горы готов свернуть» и т.д. Появляется она тогда, когда человек настолько увлечен каким-то делом, что и в самом деле иногда забывает обо всем, выполняя работу.
- Внешняя мотивация во многих случаях играет серьезную роль в жизни взрослого человека. Это мотивы: заработать денег, чтобы купить новое платье или новенький автомобиль, поступить в престижный университет, чтобы получить желаемую должность. В жизни малыша такими мотивами могут быть: получать высокие отметки, чтобы купили роликовые коньки, или наоборот — чтобы не отругали за низкие.
Конечно, сразу надо сказать, что все эти виды мотивации у детей трудно и даже почти невозможно противопоставлять друг другу в чистом виде. Ведь интерес малыша к учебе или к какому-то конкретному предмету (например, к рисованию) может быть искренним и непосредственным, но в то же время ему будет приятно, когда он слышит похвалу или получает какое-то другое поощрение за выполненную работу.
При этом все-таки обязательно нужно помнить, что в случае с детьми дошкольного и младшего школьного возраста определяющую роль выполняет именно внутренняя мотивация в силу того, что у них еще слабо сформировано абстрактно-логическое мышление, и им трудно предугадывать последствия своих поступков, представлять и планировать свою будущую жизнь. Но с другой стороны, их можно серьезно и надолго заинтересовать каким-то делом, которое им понравится.
Известные психологи С. Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский неоднократно обращали внимание на то, что маленьких детей сначала привлекает в учебе в школе не собственно интерес к знаниям, а возможность погрузиться в новую для них деятельность и почувствовать свою самостоятельность.
Однако именно взрослые могут и должны превратить эти мотивы в интерес к учебе в школе. И на самом деле для того, чтобы заинтересовать ребенка учебой, необходимо всего лишь приложить некоторые усилия со стороны родителей и педагогов.
Используем похвалу
Как бы ни твердили средства массовой информации о том, что современные дети развиваются гораздо быстрее и активнее, тем не менее, для детей 6-10 лет авторитет взрослого человека, его оценки и суждения все еще имеют очень и очень большое значение. Безусловно, не стоит говорить малышу неправду и хвалить его, если он и в самом деле выполнил задание плохо. Но и в этом случае постарайтесь указать ему на ошибки в мягкой форме, подсказывая ему нужное направление для их исправления.
Важно помнить!
Из-за психологических и физиологических особенностей ученики начальной школы просто не могут сосредотачиваться на какой-либо деятельности больше 10-15 минут. И уж тем более не стоит упрекать малыша за плохо сделанное задание, если он приболел или устал.
В то же время, если ребенку действительно удалось самостоятельно решить пример или удачно скомбинировать цвета и предметы на собственном рисунке, не стесняйтесь похвалить его. При этом стоит не просто сказать «Ты молодец! Все отлично!», но постараться упомянуть конкретные достижения ребенка.
Например, касательно английского языка похвала может прозвучать следующим образом: «Теперь ты знаешь новые иностранные слова и можешь составлять из них предложения. А значит, если ты встретишься с мальчиком или девочкой из другой страны, то уже сможешь поговорить с ними по-английски!». При этом будет формироваться не только мотивация достижения успехов в учебе, но и адекватная самооценка малыша.
Даем задания в интересной форме
В учебниках для начальной школы не зря многие задания представлены в доступной для ребенка форме. Например, учитывая то, что у младших школьников все еще в большей степени развито наглядно-образное мышление, им предлагается не просто сделать какое-то упражнение, а посчитать картинки фруктов или дорисовать по точкам сказочного персонажа.
Кроме этого, занятие, например, по английскому языку, можно разнообразить такими способами:
- Использовать героев любимых мультфильмов (свинку Пеппу, Пряничного Человечка, Дашу-следопыта) для того, чтобы дети «помогли» им выполнить то или иное задание. Так, если дети уже хорошо знакомы со сказкой о Пряничном Человечке, можно рассказать им, что каждое выученное английское слово (или тема) будет помогать персонажу найти свой путь обратно домой, нарисовать на большом листе бумаги домик и тропинку, а потом с каждым выполненным заданием передвигать картонную фигурку Человечка все ближе и ближе к дому.
- Для того чтобы хорошо закрепить в памяти слова по одной из тем, стоит предложить ребенку сыграть в одну из игр с карточками, на которых изображены нужные слова, например, это может быть игра Odd One Out (Найди лишнее).
- Множество детских песенок и коротких стишков на английском языке помогут малышу легче и быстрее запомнить слова по темам Цвета, Домашние животные или Части тела.
Таким образом, учитывая потребности и внутренние мотивы крохи, мы будем повышать его мотивацию к учебе в целом.
Совмещаем разные виды деятельности
В реальной жизни все виды деятельности так или иначе взаимосвязаны между собой, так почему бы не использовать такой же интегрированный подход и в обучении:
- например, ребенку нравится рисовать, делать аппликации и различные поделки — отлично! — пусть малыш нарисует радугу на своем рисунке, и это будет прекрасным поводом повторить цвета на английском языке;
- дети любят петь и танцевать – будем регулярно делать зарядку или физкультминутку под веселую английскую песенку Head, Shoulders, Knees and Toes и повторять при этом части тела и движения по-английски;
- детский организм испытывает невероятную потребность в двигательной активности – и для этого на занятии можно использовать подвижные игры, благодаря которым можно также повторить большое количество нужной английской лексики.
Вообще, метод интеграции различных видов деятельности и стремление развивать интерес ребенка к учебе, собственно, и составляют суть различных прогрессивных методик современности.
Так, основной принцип вальдорфской педагогики – это достижение равновесия между тремя различными сферами жизни: физической активностью, эмоциональной сферой и мышлением.
А известный педагог Мария Монтессори в своей методике уделяла значительное внимание вопросам саморазвития и самообучения ребенка, в том числе и формированию мотивации достижения успехов.
Задаваясь вопросами о том, как заинтересовать и расположить ребенка к обучению в школе, и педагогам, и родителям нужно помнить о том, что начальная школа – это сложный переходный период от игровой к учебной деятельности для любого малыша.
Кто-то сможет адаптироваться к новым условиям быстрее, а кому-то может понадобиться более длительный период для этого. Поэтому главным правилом остается – проявлять терпение, стараясь при этом развивать внутреннюю мотивацию ребенка и его интерес к познанию.
Спасибо, почерпнула много нового и полезного для своих сыновей. Мотивация — это, действительно, движущая основа любой деятельности. Мотивация+игра — это отличный тандем для формирование навыков именно в раннем возрасте. Ведь у детей основной вид деятельности — игровой.
Да, без позитивной мотивации даже взрослому трудно настроить себя на работу))) а для детей очень важно постоянно подкреплять их мотивацию не только к изучению английского языка, но и любого другого предмета.
Мне понравилось, что в статье так много советов по повышению мотивации школьников к учебе. Очень хорошо рассказывается про похвалу, ведь у нас почему-то не принято хвалить других, чтобы повысить их мотивацию, а только критиковать в случае их неудач(((